Взгляды на депрессию Аарона Бека
Когнитивная модель депрессии Аарона Бека
Когнитивная модель описывает структуру депрессии. Эта модель содержит 3 ключевых понятия:
- Когнитивная триада
- Схемы
- Когнитивные ошибки
Концепция когнитивной триады
Когнитивная триада складывается из 3 основных когнитивных паттернов:
- Негативное отношение пациента к себе (восприятие себя как ущербного, неадекватного, неизлечимо больного, обделённого и т.д.)
- Склонность к негативной интерпретации своего текущего опыта (ощущение, что мир выдвигает непомерные требования, создаёт препятствия)
- Негативное отношение к собственному будущему (в будущем будут только страдания, ограничения и испытания)
Схемы
Любые жизненные ситуации содержат множество стимулов. Человек избирательно реагирует на некоторые стимулы в ситуации и организует их в паттерны. В результате человек концептуализирует ситуацию (придаёт хаосу (невообразимая сложность мира) определённую структуру (некая модель, с которой можно работать)). Схемы – это сравнительная устойчивость когнитивных паттернов у человека. Благодаря схемам человек одинаково истолковывает одинаковые ситуации. «Схема – это своего рода форма для отливки информации в когнитивное образование (вербальное или образное представление)». Благодаря схемам человек решает, какие стимулы заметить в ситуации, а какие проигнорировать. Схема – это способ конструирования реальности.
Негативные схемы, связанные с депрессией, формируются в раннем детстве, но могут оставаться в латентном состоянии до наступления пускового стрессового события.
Когнитивные ошибки
Убежденность пациента в достоверности его негативных идей поддерживается ошибками мышления:
- Произвольные умозаключения (выводы в отрыве от фактов)
- Избирательное абстрагирование (построение умозаключений по одному фрагменту ситуации при игноировании других
- Генерализация (выведение общего правила по одному случаю)
- Переоценивание и недооценивание
- Персонализация (соотнесение внешних событий с собственной персоной)
- Абсолютизм, дихотомизм мышления (мышление крайностями, чёрно-белое мышление)
Депрессивным людям свойственно относиться к своим умозаключениям как к фактам.
Популярные дезадаптивные убеждения, предрасполагающие к депрессии:
- Чтобы быть счастливым, нужно всегда добиваться успеха
- Чтобы быть счастливым, нужно, чтобы все любили тебя
- Если я сделаю ошибку, это будет означать, что я бестолковый
- Я не могу жить без тебя
- Если человек спорит со мной, значит, я не нравлюсь ему
- Моё человеческое достоинство зависит от того, что думают обо мне другие
Выявив вместе с клиентом дезадаптивные убеждения, терапевт предлагает подтвердить их фактами.
Влияние окружения
Смотри модель реципрокного взаимодействия по Бандуре (http://helpmenow.ru/?p=1462)
Некоторые техники, которые предлагает А.Бек:
Составление плана дня
Терапевт и пациент совместно составляют план занятий на день. Терапевт поручает пациенту отслеживать свои мысли и чувства во время выполнения этих заданий. Если пациент отказывается от выполнения этого задания, то идёт прояснение сопротивления: «Что вы потеряете, если попробуете?». В своих отчётах пациент фиксирует: дело, мысли, чувства, уровень мастерства (чувство удовлетворённости собственными результатами), удовольствие от задания (любые приятные чувства в процессе задания). Важно объяснить пациенту, что техника применяется с целью наблюдения, а не с целью оценки количества и качества выполненных заданий (наметить и начать делать дела не означает обязанность их завершить).
Польза:
- Целенаправленная деятельность помогает начать преодолевать симптомы депрессии
- Пациент видит, что может управлять своим временем
- Пациент становится более чувствительным к ощущению удовольствия (со временем)
- Пациент учится распознавать свои небольшие достижения
- Работа с пассивностью
Техника градуированных заданий
Техника открыта Голдфридом (1974 год, одно из писем Аарону Беку). В технике речь идёт о составлении списка заданий от простого к сложному. Сначала технику стоит опробовать на сессии, потом давать как домашнее задание.
Польза:
- Пациент видит, что может достичь поставленной цели благодаря стараниям (опровержение недееспособности)
- Выяснение и обсуждение сомнений
- Работа с пассивностью
Когнитивная репетиция
Это мысленное воспроизведение пациентом всех шагов, необходимых для успешного выполнения выбранного задания. Техника хорошо работает для дел, к которым есть сопротивление. В воображаемом проигрывании дела выявляются препятствия для его выполнения на разных этапах. Нужно продумать, как эти препятствия будут преодолены
Польза:
- Противоядие от рассеянности
- Выявление потенциальных препятствий (когнитивных, поведенческих, средовых)
Тренинг ассертивности и ролевые игры
Выработка у человека умения отстаивать свои права. Включает техники моделирования и поведенческой репетиции.
Польза:
- Выявление и преодоление дисфункциональных убеждений
Сбор негативных когниций (автоматических мыслей)
Пациенту объясняют, что такое когниции и приводят их примеры. В качестве домашнего задания предлагают записывать все возникающие негативные мысли и образы. Это можно делать или сразу по мере их возникновения или выделяя на это 15 минут в день, когда вспоминаются все события дня и ассоциированные с ними мысли и переживания. В некоторых ситуациях пациента просят записывать автоматические мысли в конкретных ситуациях. В других ситуациях просят записывать автоматические мысли вокруг какой-либо темы.
Польза:
- Зная негативные мысли, появляется возможность с ними работать
Протокол дисфункциональных мыслей
Простой вариант:
Негативные мысли | Разумные ответы на эти мысли |
Расширенный вариант:
Дата | Ситуация | Эмоции | Автоматические мысли | Рациональный ответ | Результат |
Техника реатрибуции
Путём объективного анализа выясняются все факторы, которые сказались на конечном результате. Тактики: рассмотреть факты, которые привели к самокритике; показать пациенту, что он исходит из разных критериев при оценке себя и других людей (двойные стандарты)
Польза:
- Работа со склонностью депрессивного пациента объяснять неприятности только собственными просчётами
- Работа с гиперответственностью
Поиск альтернативных решений
Поиск альтернативных подходов является важной частью работы с суицидальными мыслями.
Работа с долженствованиями
Приём «предупреждение реакции»: терапевт предлагает пациенту проверить, что будет, если он нарушит долженствование (пример: пациент считает, что должен мыть руки каждые 2 часа. – Что произойдёт, если помыть раз в 3 часа?). Технику можно реализовать в несколько шагов:
- Выявить долженствование
- Пациент прогнозирует, что произойдёт при нарушении долженствования
- Эксперимент или проигрывание ситуации в воображении
- Выводы из эксперимента и пересмотр долженствования
Работа с установками, где есть условия
Это установки вида: если я сделаю А, то будет Б
Бек предлагает сослаться на работу канадского социального психолога Лернера (Lerner, 1969) про понятия «заслуженность» и «справедливость». С его точки зрения, когда ребёнок переходит в детстве от принципа удовольствия к принципу реальности, ребёнок начинает заключать контракты с собой. Он не использует свои силы для немедленного удовлетворения потребностей в надежде, что так он получит больше. Чем больше «капиталовложений», тем выше ожидаются дивиденды. Основная проблема депрессивных личностей в том, что эти контракты слишком жёсткие.
Задача терапевта:
- Помочь пересмотреть условия контракта
- Аннулировать контракт
Статью написал психолог Роман Левыкин (http://helpmenow.ru)