Шандор Ференци о психической травме
Главная > Статьи > Психическая травма
Шандор Ференци продолжил развивать теорию травмы Зигмунда Фрейда. Он сделал акцент на том, что наибольшие последствия вызывают не шоковые травмы (те, которые происходят разово, например, изнасилование), а длительно длящееся нахождение в травматичных отношениях (травмы развития). В таких отношениях родители могут навязывать свои потребности ребёнку и не удовлетворять его значимые потребности. Они могут проявлять себя агрессивно, отстранённо, обвиняюще, могут упрекать ребёнка в том, что он мешает родителям, что своим рождением он испортил им жизнь и т.д. Такие родители, в процессе воспитания, создают ряд инфантильных травм у ребёнка, которые оказывают значимое влияние на его психическую жизнь.
2 фазы в структуре инфантильной травмы по Шандору Ференци
- Ребёнок совершает какой-то проступок, за что его родитель наказывает. Ребёнок, в процессе реализации наказания, приходит к потребности совершить репаративный жест, то есть как-то своей любовью восстановить «повреждённого» агрессией родителя. Отсюда у ребёнка может появиться желание извиниться, что-то сделать для компенсации причинённого ущерба и т.п.
- Родитель не позволяет совершить репарацию, он реагирует холодно, отстранённо или обвиняюще («ты сам виноват в произошедшем»). Таким образом, родитель исключает свой вклад в совершённое наказание на 1 фазе. Чувство вины, получается, остаётся у ребёнка.
Интроект преступника
Стокгольмский синдром (как жертвы становятся на сторону преступников): когда человек находится в беспомощном состоянии, в нём образуется интроект преступника (это понятие предложил Шандор Ференци, ученик Фрейда). Ференци сделал этот вывод наблюдая за агрессивными играми детей (война, расстрел). Ференци назвал это интроектом преступника (что-то чуждое ребёнку, что побуждает ребёнка играть в расстрел). Интроект преступника превращает хорошего человека в злого человека. В средние века интроект преступника называли одержимостью Дьяволом.