Что должен уметь ребёнок от 1 месяца до 2 лет
Что должен уметь ребёнок в 1 месяц?
К концу первого месяца ребёнок уже многое умеет делать:
- Разбрасывать руки и ноги
- Крутить головой из стороны в сторону
- Поднимать и удерживать голову в положении лёжа на животе
- Пытаться перекатываться со спины на бок
- Следить за предметами (которые перемещают на расстоянии ок. 30 см. от лица)
- Неявно демонстрировать эмоции
- Реагировать на ласковый голос, узнавать голос матери
- Устанавливать контакт глазами
- Начинает привыкать к смене дня и ночи. Длительность одного сна — до 6 часов
Помните, что развитие каждого ребёнка индивидуально. Некоторые дети начинают выполнять часть действий раньше, а некоторые позже. Если у вас есть сомнения насчёт темпов развития своего ребёнка, проконсультируйтесь у педиатра.
Что должен уметь ребёнок в 2 месяца?
К двум месяцам дети, как правило умеют делать:
- Смотреть на демонстрируемый предмет. Может повернуть голову вслед за движением предмета
- Поворачивать голову в сторону интересующего звука
- Узнавать голос матери
- Интересоваться окружающими звуками
- Улыбаться в ответ на вашу улыбку
- Узнавать привычную окружающую обстановку
- Лёжа на животе может удерживать голову в приподнятом положении
- Рассматривать лица окружающих людей
- Уметь получать удовольствие от купания
- Сосать пальцы рук
- При виде груди или бутылочки ожидать кормления
Помните, что развитие каждого ребёнка индивидуально. Некоторые дети начинают выполнять часть действий раньше, а некоторые позже. Если у вас есть сомнения насчёт темпов развития своего ребёнка, проконсультируйтесь у педиатра.
Что должен уметь ребёнок в 3 месяца?
К трём месяцам ребёнок может:
- Может успокоится самостоятельно
- Может ударить подвешенную игрушку
- Может схватить палец взрослого
- Может рассматривать свои пальцы
- Лёжа на спине может поднять на несколько секунд голову
- Его иногда можно отвлечь игрушкой
- Гулит, издаёт звуки. Пытается контактировать
- Возрастает активность мимики
- Может узнать членов семьи. По-разному на них реагирует
- Может повернуть голову в поиске источника звука
Помните, что развитие каждого ребёнка индивидуально. Некоторые дети начинают выполнять часть действий раньше, а некоторые позже. Если у вас есть сомнения насчёт темпов развития своего ребёнка, проконсультируйтесь у педиатра.
Что должен уметь ребёнок в 4 месяца?
К четырём месяцам ребёнок может:
- Лёжа на спине поднимает голову
- Узнаёт членов семьи
- Реагирует на ваше выражение лица
- Экспериментирует с разными звуками. Может смеяться
- Тянет в рот предметы
- Отталкивает подвешенные предметы
- Пытается перекатываться
- Плещется в ванне
- Может повернуть голову в желаемом направлении
- Может успокоиться, услышав музыку. Проявляет интерес к вашему пению
- Улыбается, увидев приближающегося человека
- Интересуется запахами
Помните, что развитие каждого ребёнка индивидуально. Некоторые дети начинают выполнять часть действий раньше, а некоторые позже. Если у вас есть сомнения насчёт темпов развития своего ребёнка, проконсультируйтесь у педиатра.
Что должен уметь ребёнок в 5 месяцев?
К пяти месяцем ребёнок может:
Лежа на спине поднимать попу, изгибая спину
- Начинает переворачиваться
- Может начинать ползать (например, лёжа на животе отталкиваться руками и тем самым сдвигать своё тело)
- Начинают расти зубы (первыми начинают прорезываться нижние центральные резцы. Как правило, они прорезываются в возрасте 6-7 месяцев, но в 5 месяцев у некоторых детей уже есть признаки начала роста: плач от боли + обильное слюноотделение)
- Удерживает голову при разных положениях тела
- Может произвольно захватить доступный предмет
- Трясёт предметы
- Активно гулит. Издаёт множество звуков (визги и что-то вроде звуков животных)
- С интересом рассматривает игрушки, тянет их в рот
- Может активно общаться продолжительное время (до 1 часа)
- Активно призывает к игре (улыбается, гулит, двигает руками и ногами). Протягивает руки, чтобы взяли на руки
- Повторяет мимику взрослого
- Улыбаться своему отражению в зеркале
- Отдает предпочтение некоторым игрушкам
- сидеть с поддержкой
Помните, что развитие каждого ребёнка индивидуально. Некоторые дети начинают выполнять часть действий раньше, а некоторые позже. Если у вас есть сомнения насчёт темпов развития своего ребёнка, проконсультируйтесь у педиатра.
Что должен уметь ребёнок в 6 месяцев?
К 6 месяцам (около 26 недель) ребёнок может:
- Переворачивается со спины на живот и наоборот
- Встаёт на четвереньки
- Пытается ползти
- Может предпочитать одну игрушку другой
- Может держать бутылочку
- Могут начать прорезываться зубы. Первыми это делают нижние центральные резцы
- Может плакать, когда его оставляют одного
- Радуется, когда видит падающий предмет
- Всё хватает и тянет в рот )
- Может переложить предмет из одной руки в другую
- Может откликаться на своё имя
- Может упорно требовать желаемое
- Лёжа на спине, играет со своими ногами, сосёт пальцы ног
- Внимательно слушает музыку. Может перестать плакать
- Может произносить несколько согласных звуков
- Может сидеть с поддержкой
- Узнаёт своё отражение в зеркале
- В незнакомой обстановке начинает внимательно всё изучать и разглядывать
Помните, что развитие каждого ребёнка индивидуально. Некоторые дети начинают выполнять часть действий раньше, а некоторые позже. Если у вас есть сомнения насчёт темпов развития своего ребёнка, проконсультируйтесь у педиатра
Что должен уметь ребёнок в 7 месяцев?
К 7 месяцам (30 недель) ребёнок обычно может:
- Ползать на четвереньках
- Может поставить кубики один на другой
- Может сидя играть в игрушки. Подползая к интересному, садиться для удобного изучения
- Тянет все предметы в рот
- Может понять, что спрятанный предмет не прекращает своё существование
- С интересом копается в ящиках и тумбочках. Выкладывает их содержимое на пол
- Играет с едой
- Пробует все предлагаемые продукты
- Может пытаться повторять действия взрослого (например, хлопать в ладоши)
- Замечает в обстановке новое. Проявляет повышенный интерес к новым предметам\игрушкам
- Может держать в каждой руке по одному предмету одновременно. В ситуации, когда у ребёнка находится по одному предмету в каждой руке, он не может взять третий предмет (руки заняты)
- Пытается удержать предмет, который забирают
- Может отдать предмет
- Может кинуть предмет
- Стучит одним предметом о другой
- Может переложить предмет из одной руки в другую
- Старается играть там, где люди
- Расстраивается в присутствии других людей. Относится с подозрением. Насторожен
Помните, что развитие каждого ребёнка индивидуально. Некоторые дети начинают выполнять часть действий раньше, а некоторые позже. Если у вас есть сомнения насчёт темпов развития своего ребёнка, проконсультируйтесь у педиатра
Что должен уметь ребёнок в 8 месяцев?
К 8 месяцам ребёнок может:
- Ползать
- Сидеть
- Играть сидя
- Может встать с опорой и немного постоять
- Может встать с опорой на диван или край кроватки и сделать несколько шагов вдоль него
- Приблизительно в возрасте 7-9 месяцев у детей происходит обострение привязанности к маме. В этот период ребёнок часто начинает опасаться незнакомых людей и чаще обычного просится к маме на руки
- Может голосом привлечь к себе внимание, высказать восклицание
- Ориентируется в пространстве квартиры
- Изучает лица людей, сравнивает их
- Может указать пальцем на интересующий предмет
- Может повторить мимику другого человека
- У ребёнка есть предпочтения: одни игрушки ему нравятся, другие нет. Одна еда нравится, другая не нравится
- Ребёнок понимает связь между предметом и действием. Увидев бутылочку с водой, начинает готовиться сосать. Получая в руки ложку начинает ей помешивать и тянуть её в рот. Если вы играете с ребёнком в игру «по кочкам…в ямку бух», то можете наблюдать, как ребёнок готовится к падению
- Чувствует такт музыки. Может двигаться в ритме музыки
- Ползая может преодолевать небольшие препятствия
Помните, что развитие каждого ребёнка индивидуально. Некоторые дети начинают выполнять часть действий раньше, а некоторые действия выполняют позже. Если у вас есть сомнения насчёт темпов развития своего ребёнка, проконсультируйтесь у педиатра.
Что должен уметь ребёнок в 9 месяцев?
К 9 месяцам ребёнок может:
- Понимает слово «нельзя»
- Произносит гласные звуки (а,о), слоги (ма, ба, ва) и слова из двух слогов (мама, баба, папа, вава)
- Стоит с опорой или без
- Уверенно ползает
- Изучает предметы двумя руками
- Откликается на имя
- Защищает себя (например, может настойчиво удерживать в руках то, что взрослый пытается забрать)
- Ест пищу кусочками, жуёт
- Играет на металлофоне, ксилофоне (стучит палочкой, проводит ей по клавишам)
- Пробует повторять действия взрослых
- Может некоторое время играть самостоятельно
- Может позвать маму
Помните, что развитие каждого ребёнка индивидуально. Некоторые дети начинают выполнять часть действий раньше, а некоторые действия выполняют позже. Если у вас есть сомнения насчёт темпов развития своего ребёнка, проконсультируйтесь у педиатра.
Что должен уметь ребёнок в 10 месяцев?
К 10 месяцам ребёнок может:
- Появляется указательный жест (показывает пальцем на интересующие его предметы)
- Отражает (пытается повторить) действия и жесты взрослого. Может помахать рукой при прощании (если все машут)
- Повторяет действия, которые вызывают у родителей одобрение, смех и похвалу
- Издаёт звуки для привлечения внимания
- Может ходить, если взрослый держит за руки
- Может взять маленький предмет при помощи «пинцетного захвата» (большим и указательным пальцами)
- Может передать предмет
- Оценивает эмоциональное состояние окружающих. Реагирует на него. Например, может заплакать, если другой ребёнок рядом плачет
- Может ползти по лестнице
- Может хлопать в ладоши
- Понимает часто встречающиеся слова и обращённые к нему фразы
- Может выполнять простые инструкции (например, «Покажи, где…»)
- Отдаёт предпочтение левой или правой руке
- Получает удовольствие от игры в прятки (любит, когда его накрывают, а потом ищут)
Помните, что развитие каждого ребёнка индивидуально. Некоторые дети начинают выполнять часть действий раньше, а некоторые действия выполняют позже. Если у вас есть сомнения насчёт темпов развития своего ребёнка, проконсультируйтесь у педиатра.
Что должен уметь ребёнок в 11 месяцев?
К 11 месяцам ребёнок:
- Может стоять без опоры
- Может опуститься вниз из стоячего положения
- Пробует делать первые шаги. Некоторые дети к этому возрасту умеют ходить самостоятельно, без помощи.
- Открывает-закрывает двери и дверцы на полках и шкафах
- Любит играть с предметами
- Любит бросать предметы
- Помогает при одевании
- Любит играть с мячиками. Любит наблюдать, как взрослый играет с мячём
- Самостоятельно пьёт из бутылочки и кружки
- Произносит первые слова
- Может продолжительное время разговаривать на своём языке.
- Привлекает к себе внимание голосом, словами
- Может снять обувь и носки
- Знает, где лежат вещи. Стремится к постоянству. Например, если оставить открытой дверь, которая обычно закрыта, то ребёнок попытается её закрыть
- Может игнорировать запреты
- Может самостоятельно листать книгу (переворачивая по несколько страниц за раз)
- Интересуется играми других детей
Помните, что развитие каждого ребёнка индивидуально. Некоторые дети начинают выполнять часть действий раньше, а некоторые действия выполняют позже. Если у вас есть сомнения насчёт темпов развития своего ребёнка, проконсультируйтесь у педиатра.
Что должен уметь ребёнок в 1 год (12 месяцев)?
К 1 году (12 месяцев) ребёнок может:
- Ходить самостоятельно
- Различать животных на картинках
- Может поцеловать, если попросить
- Пытается есть самостоятельно
- Любит изучать содержимое ящиков в шкафах. С удовольствием вынимает лежащие там предметы
- Может подниматься или спускаться по лестнице, держась за перила
- Использует хорошо знакомые игрушки или предметы по назначению (например, может «звонить» по телефону или стучать молотком)
- Может попросить о помощи
- Может снять носки
- Может залезть и слезть с препятствия высотой около 30 сантиметров (например, диван)
- Играет с мягкими игрушками. Укачивает их, обнимает
- Наблюдает, как взрослый пишет или рисует
- Иногда повторяет за взрослым двусложные слова (мама, папа, баба, тата и т.д.)
- Поворачивается, когда зовут
- Проявляет удовольствие, когда хвалят
- Любит играть в прятки
- Запоминает местоположение предметов. Если раньше для ребёнка существовали только те предметы, которые находились в поле его зрения, то теперь ребёнок понимает, что когда он не смотрит на предмет, он не перестаёт существовать. Теперь ребёнок может некоторое время удерживать в памяти местонахождение предметов. Если нужно найти предмет, начинает искать его там, где видел его в последний раз.
Помните, что развитие каждого ребёнка индивидуально. Некоторые дети начинают выполнять часть действий раньше, а некоторые действия выполняют позже. Если у вас есть сомнения насчёт темпов развития своего ребёнка, проконсультируйтесь у педиатра.
Что должен уметь ребёнок в 1,5 года (18 месяцев)?
Ниже приведены некоторые ориентиры:
- Произносит 20 и более слов. Может пытаться связать два слова в одно предложение
- Может выполнить 1-2 поручения
- Стремиться всё делать самостоятельно
- Может рисовать (оставлять линии) маркером\фломастером
- Держит ложку во время еды, пробует самостоятельно есть
- Строит башню из 3-4-5 кубиков
- Уверенно ходит, почти не падает
- После наблюдения пробует повторить увиденное действие (например, мытьё пола шваброй)
- Самостоятельно пьёт из чашки
- Может снять варежки и носки
- Может переворачивать страницы книги
- Пробует подниматься и спускаться по лестнице
- Пробует перешагивать через препятствия
- Собирает пирамидку без учёта размера колец
- Если ребёнку показать несколько рисунков (например, собака, кошка, корова, лошадь, яблоко) и спросить, «Где кошка?» или «Где яблоко?», то ребёнок сможет правильно показать 1-2 картинки
Что должен уметь ребёнок в 2 года?
Физическое развитие и моторика
- Поднимается и спускается по лестнице (иногда могут освоить и вертикальную лестницу). Держится за поручень
- Может бегать
- Перешагивает через препятствия на полу
- Может встать на подставку высотой около 20см
- Может подпрыгнуть
- Пробует ловить брошенный мяч
- Бросает мяч в ящик
- Может карандашом чиркать вертикальные и горизонтальные линии
- Может карандашом нарисовать овал (грубой формы)
- Может нагнуться за предметом, лежащим на полу
- Может управлять губами: вытянуть трубочкой или растянуть в улыбке
- Надувает и втягивает щёки
- Может пнуть мяч
Речь, общение и социальное развитие
- Может задавать первые вопросы
- На детской площадке общается с другими детьми (подходит к ним, изучает, пробует взаимодействовать)
- Говорит, вкладывая смысл в одно-два слова
- Копирует действия взрослого
- Ищет помощи у взрослого
- Играет в прятки
- Может понять выражения «На столе» и «Под столом»
- Называет и показывает сколько лет
- Называет своё имя
Культурно-гигиенические навыки
- Самостоятельно ест и пьёт
- Пробует чистить зубы
- Вытирает тряпкой со стола
- Снимает варежки
- Снимает и надевает носки
- Снимает и надевает штаны
- Может снимать и надевать ботинки на липучке
Действия с предметами
- Может собрать пирамидку без учёта размера колец
- Может построить башню из 8 кубиков. Кубики ставит не ровно
- Может выставить кубики в ряд, имитируя поезд. В 24 месяца складывает кубики в поезд, но не добавляет трубу. В 30 месяцев складывает кубики в поезд и добавляет трубу
- Листает книгу
- Может открыть дверь, повернув ручку двери
- Играет с куклой. Кормит, укладывает спать
- Может сложить матрёшку одну в другую
- Может вложить стакан в стакан
Умственное развитие
- Может различать 4-8 цветов (красный, синий, зелёный, жёлтый, белый, чёрный, фиолетовый, оранжевый)
- Может сопоставлять одинаковые цвета: группирует красное с красным, зелёное с зелёным, синее с синим, жёлтое с жёлтым (Проверить можно следующим образом: «Посмотри, в этой кучке лежат жёлтые карточки, а в этой зелёные. Куда мы положим вот эту?»)
- Может различать 4 геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник)
- Может выбрать требуемый цвет («Покажи, где зелёный?»)
- Может сопоставлять одинаковые формы («Посмотри, в этой кучке лежат квадраты, а в этой треугольники. Куда мы положим вот эту фигуру?»)
- Может выбрать требуемую геометрическую фигуру («Покажи, где круг?»)
- Перед ребёнком можно разложить 10-15 карточек с изображением знакомых предметов. Далее, можно попросить ребёнка назвать, что на них изображено. Другим заданием можно попросить показать карточку с нужной вам картинкой («Покажи, где нарисована кукла?»). В 1,5-2 года ребёнок называет 4-5 карточек. В 2,5 года называет почти все карточки
- Может складывать пазл (или разрезанную картинку) из 2 элементов
- Пытается из кубиков построить то, что строит родитель («Смотри, я ставлю этот кубик сюда, этот сюда, а сверху этот. Получился домик. Попробуй построить такой же»)
- Во время игр, использует игрушки по назначению (куклу кормит, машинку возит, конструктор разбирает\собирает, молотком стучит по гвоздику). Пример использования игрушек не по назначению: машинкой стучит о стол
- Выполняет последовательность из 3-4 действий («Встань, пододвинь стул, сядь на него, возьми бумагу»)
Помните, что развитие каждого ребёнка индивидуально. Некоторые дети начинают выполнять часть действий раньше, а некоторые позже. Если у вас есть сомнения насчёт темпов развития своего ребёнка, проконсультируйтесь у педиатра.