Уаджет: глаз Гора

Вот такой подарок я недавно получил:

Глаз Гора Уаджет Уджат

Этот древнеегипетский символ называется Уаджет (уджат, глаз Гора). К данному амулету прикладывался небольшой пояснительный текст:

UDJAT Святое око Гора (бога Неба) символизирует предвидение и всезнание, приобретённые благодаря чувственному восприятию мира. Означает вездесущность, постоянное присутствие богов, которые видят всегда и везде. Око напоминает об этом. Носимое как амулет, защищает от недоброжелательных взглядов вышестоящих в какой-либо иерархии, от зависти и ревности, которые могли бы усложнить судьбу или препятствовать карьере.

На мой взгляд, такое описание несколько ограничено. Для прояснения смысла данного символа лучше обратиться к мифу (здесь я его изложу крайне коротко и «усреднённо», ведь есть несколько вариаций этого мифа):

Немного мифологии

Жил-был бог Осирис со своей женой (она же его сестра) Исидой. Вместе с Исидой Осирис много хорошего сделал для людей, - научил земледелию, ремёслам и т.п. В общем, он был позитивным богом и царствовал над Египтом. У Осириса был младший брат по имени Сет, который испытывал злость к Осирису. Природа этой злости не очень ясна – может зависть, а может то, что вследствие интриг, Осирис вступил в интимную связь с женой Сета (и своей сестрой) – Нефтидой.

Гор Осирис Исида

Однажды Сет решил уничтожить Осириса. Для этого он со своими сообщниками соорудил роскошный саркофаг, который подходил Осирису. И на званом вечере Сет показал этот саркофаг и предложил, как в сказке про Золушку, всем его примерить на себя. Естественно, никому он не подошёл, а когда Осирис в него лёг, то Сет с сообщниками быстро его в нём закрыл, замуровал и сбросил в Нил. По реке Саркофаг Осириса отправился в неизвестном направлении. А Сет захватил власть над Египтом.

Сет

Исида решает найти и спасти своего брата-мужа. Она отправляется на поиски сначала вниз по течению Нила, затем через моря и находит саркофаг мужа в другой стране. К тому времени сквозь саркофаг уже проросло дерево, из которого местный правитель уже успел сделать колонну для своего дворца. Исида договаривается с правителем, и он отдаёт колонну с саркофагом.

Исида перевозит саркофаг в Египет, где прячет его в болотах. Она решает воскресить мужа, для этого она беременеет от него, и это приводит к рождению сына – Гора. Далее Исида и Гор постоянно скитаются по Египту от преследований Сета. Однажды Сет послал скорпиона, чтобы смертельно ужалить Гора. Этот укус привёл к тому, что Гор умер. Однако стараниями Исиды, Тота и волшебной «влаги жизни» Ра удалось оживить Гора.

В какой-то момент Сет находит тело Осириса, разрывает его на 14 частей и разбрасывает их по всему Египту. Исида отправляется на поиски этих частей и там, где она их находит, она возводит стелу, которая напоминает людям об Осирисе. Таким образом, Исида находит все части Осириса кроме гениталий. Их съели рыбы.

Гор вырос, и перед ним предстал дух его отца – Осириса, он призвал Гора восстановить справедливость, победить Сета. И гор отправился к богам. Те согласились, что Сет захватил трон нечестно, и что трон должен принадлежать сыну Осириса, а не его брату. Однако Сет вмешался в спор, указав на то, что у него больше прав, так как он оказался сильнее Осириса. Ра согласился с тем, что Египтом должен управлять сильный «руководитель», нельзя посадить на трон того, кто слаб… В общем, Гору нужно было вступить в поединок с Сетом и победить его. Для этого они превратились в гиппопотамов и вступили в схватку на дне глубокого водоёма. Поединок продолжался долго, и Исида решила помочь. Она метнула гарпун в Сета, но промахнулась и попала в сына. После этого она вытащила гарпун и ещё раз метнула его. На этот раз она попала в Сета. Он обратился к Исиде с просьбой отпустить его, напомнил ей о том, что он её брат. И из сострадания Исида отпустила его. Гор обиделся и, в порыве ненависти, отсёк Исиде голову, после чего покинул поле боя. Тот восстановил голову Исиде.

Ночью на Гора напал Сет и выколол ему глаза. Через некоторое время Тот и Хатор восстановили зрение Гору. Далее Гор много размышлял и понял, что его гнев мешает ему победить Сета (есть ещё разновидность мифа, где Сет разрывает левый глаз Гора на 64 части и разбрасывает их по всему Египту. Гор отправляется на поиски частей своего глаза и в уже в процессе этих поисков многое переосмысляет. 64 части – особое число, и одно из назначений уаджета – символическое отображение дробных чисел).

Далее Гор пытается возродить отца. Для этого он пытается соединить все собранные ранее разбросанные Сетом части Осириса. Соединение он закрепляет своим левым луны глазом, для этого Гор даёт Осирису проглотить этот глаз. Осирис оживает, но без гениталий ему сложно продолжать быть богом плодородия, поэтому он становится правителем загробного мира и судьёй всех усопших.

Верховный бог Ра потребовал перемирия между Сетом и Гором, он потребовал совместного правления Сета и Гора, что они и сделали. Однако Сет не прекратил свои козни и периодически подставлял Гора. Далее следует ещё несколько сражений между Сетом и Гором. Ситуацию разрешил Осирис, который, как правитель загробного мира, потребовал от богов восстановить справедливость и передать трон Гору. Богам пришлось послушаться Осириса, ведь он угрожал выпустить демонов из своего царства. Гор стал правителем, а Сет был отправлен на Небеса, где стал Повелителем Бурь и Защитником Ладьи Миллионов Лет.

Гор

Психологический смысл

На то, что происходит в мифе можно посмотреть и с точки зрения психологии. Вследствие агрессии Сета, Осирис оказался разделённым на множество частей, он оказался в безжизненном состоянии. И в психологической практике мы часто имеем дело с некоторой нецелостностью людей. Так или иначе, внутренние конфликты связаны с «противоборствующими группировками» внутри человека, когда одна часть хочет одного, а другая часть хочет противоположного. И это приводит к внутреннему кризису. Нередко такое разделение закладывается ещё в раннем детстве как следствие неудовлетворительных отношений с матерью. В результате человек оказывается разделённым на части и ощущает свою нецелостность, внутреннюю пустоту. Находясь в контакте с одной частью, он не учитывает другую часть. И наоборот, находясь в контакте с другой частью, человек исключает первую. Это приводит к полярному взгляду, - всё делится на хорошее и плохое, правильное и не правильное, идеальное и бездарное. Это перекладывается и на взгляд на других людей и на отношения и на восприятие себя. И в этом плане миф даёт нам намёк на то, как можно помочь человеку – Гор, используя свой левый глаз, соединяет воедино разрозненные части Осириса. Только соединив все разрозненные части можно «ожить».

И в психологической практике мы ищем разрозненные, отвергаемые части личности людей. А куда у нас отправляется всё то, что мы не хотим принимать в себе? Правильно, в бессознательное. То есть, эти части оказываются за пределами нашего осознавания. Поэтому в психологической практике мы исследуем внутренний бессознательный мир клиентов для того, чтобы обнаружить там то, что в силу каких-то причин оказалось вне поля зрения, и это создаёт ощущение внутренней нецелостности. И поэтому не случайно, что в мифе Гор использует именно свой левый глаз, который традиционно ассоциировался с луной и бессознательным. Для «исцеления» мы должны заглянуть в эту ночь и темноту. Не случайно в темноте у многих людей обостряются страхи – монстров, привидений, угрожающих объектов, в общем, страх всего того, что не принимается в себе. И чем более не принимаема какая-то часть, тем дальше она находится. Вспомните, как в различных сказках и мифах главному герою приходится отправляться куда-то очень далеко, где есть много опасностей. И там герой находит что-то очень ценное для него.

Кроме того, миф побуждает нас обратиться к нашим экзистенциальным переживаниям. Насколько мы ощущаем себя живыми? Это вопрос не о биологическом существовании, а о внутреннем самоощущении. Насколько живыми мы себя ощущаем? Джеймс Бьюдженталь приводил интересную метафору-карикатуру из газеты, когда из кинотеатра выходит семья, и ребёнок спрашивает у родителей, - «А мы живые или тоже записаны на плёнку?». В этом плане судьба Гора весьма сложна. Он был рождён для определённой цели, у него было предназначение – продолжить дело отца. В этом ключе он и воспитывался. Но в этом мифе никто не спрашивал у Гора, а хочет ли он продолжать дело отца? Хочет ли он участвовать во всех этих интригах? Или его сущность могла бы лучше выразиться в других сферах? Думаю, что эти переживания лучше показаны в книгах о Гарри Поттере, согласитесь, сюжет Гарри Поттера очень похож на этот миф: у родителей Гарри возник конфликт с тем, о ком нельзя говорить вслух (примечательно, что имя Сета на определённом этапе тоже нельзя было произносить вслух, - одно время всё плохое приписывалось Сету, он был аналогом Сатаны), и Гор и Гарри в раннем возрасте прошли через смерть, и от одного и от второго все окружающие ожидали восстановления справедливости, они оба были избранными. Но Гарри Поттер долго отстаивал то, что он никакой не избранный…

В нашей жизни мы тоже сталкиваемся с определёнными ожиданиями от нас (со стороны родителей, супругов, общества и т.д.). И далеко не всегда эти ожидания идут в соответствии с нашими внутренними чувствами и потребностями. Насколько мы осознаём системные семейные процессы в нашей семье, в нашем роду? И если мы их осознаём, то что мы с этим делаем? Не живём ли мы иногда некую непрожитую жизнь наших родителей? Не находимся ли мы в некой матрице? В мифе Гор был рождён в непростой семье. До его рождения много чего происходило в его семье – конфликты, убийство, склоки, кровосмешение (хотя последнее в древнем Египте было в рамках нормы). Родившись, Гор стал частью системы, а любая система требует соответствия тем функциям, которые ожидаются от её составляющих.

Итого

Уаджет является многозначным символом, который нас отсылает к событиям мифа об Осирисе. Глаз Гора в мифе восстановил, соединил между собой разрозненные части Осириса, по сути, он защитил его от смерти. Поэтому этот символ часто используется как оберег, он защищает и восстанавливает. В Египте этот символ очень популярен именно в этом ключе (защита от болезней и злых сил). В древнем Египте на корабли было принято наносить изображения с Глазом Гора. Любой символ очень многогранен, он позволяет через себя соприкасаться с теми переживаниями, которые он символизирует. Поэтому на использование этого символа как защищающего можно посмотреть и под углом, что через него человек может соприкасаться со своими глубинными переживаними (теми самыми злыми силами, от которых он оберегает).

В современной психотерапии есть направление, которое называется «символдрама» (кататимно-имагинативная психотерапия). В качестве символа этого направления его основатель, Ханскарл Лёйнер, выбрал Глаз Гора. Глаз Гора символизирует способность символдрамы обращаться к бессознательному человека и восстанавливать травмированную психику.

Символдрама Глаз Гора Уаджет

Статью написал психолог Роман Левыкин (http://helpmenow.ru/)

Перепечатка приветствуется при условии ссылки на мой сайт (http://helpmenow.ru/)

Присоединяйтесь к группе Вконтакте: https://vk.com/psychologistinspb

Присоединяйтесь к моей группе вконтакте: психология, статьи, притчи, консультации

Назад, к списку статей

Контакты, Санкт-Петербург

  • СПБ, Большой проспект П.С., 100
  • тел: +7 951 644 55 32
  • email: romanlevikin@gmail.com

Психологические услуги

  • Консультация психолога
  • Работа с парами
  • Психологические группы