• На главную
  • Обо мне
  • Тренинги
    • 3-шаговая программа остановки созависимости
    • Выход из любовной зависимости
    • Марафон «схема отверженности»
    • Онлайн-курс по сновидениям
    • Онлайн-курс по релаксации
    • Психоаналитичская группа по средам
  • Диагностика
  • Подкасты и видео
  • Статьи
    • Блог
    • Отношения
    • Депрессия
    • Травмы
    • Личностный рост
    • Символика
    • Про детей
    • Опросы
  • Отзывы о психологе
  • Контакты
  • Search Icon
Search Icon

Психолог Роман Левыкин

Взгляды на депрессию Аарона Бека

Взгляды на депрессию Аарона Бека

24.11.2020 Роман Левыкин Comments 0 Comment

Главная > Статьи > Депрессия 

Когнитивная модель депрессии Аарона Бека

Когнитивная модель описывает структуру депрессии. Эта модель содержит 3 ключевых понятия:

  1. Когнитивная триада
  2. Схемы
  3. Когнитивные ошибки

Концепция когнитивной триады

Когнитивная триада складывается из 3 основных когнитивных паттернов:

  1. Негативное отношение пациента к себе (восприятие себя как ущербного, неадекватного, неизлечимо больного, обделённого и т.д.)
  2. Склонность к негативной интерпретации своего текущего опыта (ощущение, что мир выдвигает непомерные требования, создаёт препятствия)
  3. Негативное отношение к собственному будущему (в будущем будут только страдания, ограничения и испытания)

Схемы

Любые жизненные ситуации содержат множество стимулов. Человек избирательно реагирует на некоторые стимулы в ситуации и организует их в паттерны. В результате человек концептуализирует ситуацию (придаёт хаосу (невообразимая сложность мира) определённую структуру (некая модель, с которой можно работать)). Схемы – это сравнительная устойчивость когнитивных паттернов у человека. Благодаря схемам человек одинаково истолковывает одинаковые ситуации. «Схема – это своего рода форма для отливки информации в когнитивное образование (вербальное или образное представление)». Благодаря схемам человек решает, какие стимулы заметить в ситуации, а какие проигнорировать. Схема – это способ конструирования реальности.

Негативные схемы, связанные с депрессией, формируются в раннем детстве, но могут оставаться в латентном состоянии до наступления пускового стрессового события.

Когнитивные ошибки

Убежденность пациента в достоверности его негативных идей поддерживается ошибками мышления:

  • Произвольные умозаключения (выводы в отрыве от фактов)
  • Избирательное абстрагирование (построение умозаключений по одному фрагменту ситуации при игноировании других
  • Генерализация (выведение  общего правила по одному случаю)
  • Переоценивание и недооценивание
  • Персонализация (соотнесение внешних событий с собственной персоной)
  • Абсолютизм, дихотомизм мышления (мышление крайностями, чёрно-белое мышление)

Депрессивным людям свойственно относиться к своим умозаключениям как к фактам.

Популярные дезадаптивные убеждения, предрасполагающие к депрессии:

  • Чтобы быть счастливым, нужно всегда добиваться успеха
  • Чтобы быть счастливым, нужно, чтобы все любили тебя
  • Если я сделаю ошибку, это будет означать, что я бестолковый
  • Я не могу жить без тебя
  • Если человек спорит со мной, значит, я не нравлюсь ему
  • Моё человеческое достоинство зависит от того, что думают обо мне другие

Выявив вместе с клиентом дезадаптивные убеждения, терапевт предлагает подтвердить их фактами.

Влияние окружения

Смотри модель реципрокного взаимодействия по Бандуре (http://helpmenow.ru/?p=1462)

Некоторые техники, которые предлагает А.Бек:

Составление плана дня

Терапевт и пациент совместно составляют план занятий на день. Терапевт поручает пациенту отслеживать свои мысли и чувства во время выполнения этих заданий. Если пациент отказывается от выполнения этого задания, то идёт прояснение сопротивления: «Что вы потеряете, если попробуете?». В своих отчётах пациент фиксирует: дело, мысли, чувства, уровень мастерства (чувство удовлетворённости собственными результатами), удовольствие от задания (любые приятные чувства в процессе задания). Важно объяснить пациенту, что техника применяется с целью наблюдения, а не с целью оценки количества и качества выполненных заданий (наметить и начать делать дела не означает обязанность их завершить).

Польза:

  • Целенаправленная деятельность помогает начать преодолевать симптомы депрессии
  • Пациент видит, что может управлять своим временем
  • Пациент становится более чувствительным к ощущению удовольствия (со временем)
  • Пациент учится распознавать свои небольшие достижения
  • Работа с пассивностью

Техника градуированных заданий

Техника открыта Голдфридом (1974 год, одно из писем Аарону Беку). В технике речь идёт о составлении списка заданий от простого к сложному. Сначала технику стоит опробовать на сессии, потом давать как домашнее задание.

Польза:

  • Пациент видит, что может достичь поставленной цели благодаря стараниям (опровержение недееспособности)
  • Выяснение и обсуждение сомнений
  • Работа с пассивностью

Когнитивная репетиция

Это мысленное воспроизведение пациентом всех шагов, необходимых для успешного выполнения выбранного задания. Техника хорошо работает для дел, к которым есть сопротивление. В воображаемом проигрывании дела выявляются препятствия для его выполнения на разных этапах. Нужно продумать, как эти препятствия будут преодолены

Польза:

  • Противоядие от рассеянности
  • Выявление потенциальных препятствий (когнитивных, поведенческих, средовых)

Тренинг ассертивности и ролевые игры

Выработка у человека умения отстаивать свои права. Включает техники моделирования и поведенческой репетиции.

Польза:

  • Выявление и преодоление дисфункциональных убеждений

Сбор негативных когниций (автоматических мыслей)

Пациенту объясняют, что такое когниции и приводят их примеры. В качестве домашнего задания предлагают записывать все возникающие негативные мысли и образы. Это можно делать или сразу по мере их возникновения или выделяя на это 15 минут в день, когда вспоминаются все события дня  и ассоциированные с ними мысли и переживания. В некоторых ситуациях пациента просят записывать автоматические мысли в конкретных ситуациях. В других ситуациях просят записывать автоматические мысли вокруг какой-либо темы.

Польза:

  • Зная негативные мысли, появляется возможность с ними работать

Протокол дисфункциональных мыслей

Простой вариант:

Негативные мысли Разумные ответы на эти мысли
   

Расширенный вариант:

Дата Ситуация Эмоции Автоматические мысли Рациональный ответ Результат
           

Техника реатрибуции

Путём объективного анализа выясняются все факторы, которые сказались на конечном результате. Тактики: рассмотреть факты, которые привели к самокритике; показать пациенту, что он исходит из разных критериев при оценке себя и других людей (двойные стандарты)

Польза:

  • Работа со склонностью депрессивного пациента объяснять неприятности только собственными просчётами
  • Работа с гиперответственностью

Поиск альтернативных решений

Поиск альтернативных подходов является важной частью работы с суицидальными мыслями.

Работа с долженствованиями

Приём «предупреждение реакции»: терапевт предлагает пациенту проверить, что будет, если он нарушит долженствование (пример: пациент считает, что должен мыть руки каждые 2 часа. – Что произойдёт, если помыть раз в 3 часа?). Технику можно реализовать в несколько шагов:

  1. Выявить долженствование
  2. Пациент прогнозирует, что произойдёт при нарушении долженствования
  3. Эксперимент или проигрывание ситуации в воображении
  4. Выводы из эксперимента и пересмотр долженствования

Работа с установками, где есть условия

Это установки вида: если я сделаю А, то будет Б

Бек предлагает сослаться на работу канадского социального психолога Лернера (Lerner, 1969) про понятия «заслуженность» и «справедливость». С его точки зрения, когда ребёнок переходит в детстве от принципа удовольствия к принципу реальности, ребёнок начинает заключать контракты с собой. Он не использует свои силы для немедленного удовлетворения потребностей в надежде, что так он получит больше. Чем больше «капиталовложений», тем выше ожидаются дивиденды. Основная проблема депрессивных личностей в том, что эти контракты слишком жёсткие.

Задача терапевта:

  • Помочь пересмотреть условия контракта
  • Аннулировать контракт

Статью написал психолог Роман Левыкин (http://helpmenow.ru)

Главная > Статьи > Депрессия 


Депрессия
Депрессия

Post navigation

NEXT
Гнев
PREVIOUS
Созависимость: извиняться и благодарить

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разделы сайта

  • На главную
  • Обо мне
  • Тренинги
    • 3-шаговая программа остановки созависимости
    • Выход из любовной зависимости
    • Марафон «схема отверженности»
    • Онлайн-курс по сновидениям
    • Онлайн-курс по релаксации
    • Психоаналитичская группа по средам
  • Диагностика
  • Подкасты и видео
  • Статьи
    • Блог
    • Отношения
    • Депрессия
    • Травмы
    • Личностный рост
    • Символика
    • Про детей
    • Опросы
  • Отзывы о психологе
  • Контакты

Заметки в блоге

  • Признаки эмоционально недоступного партнёра
  • Созависимость и Степень дифференциации Я
  • Схема избавления от созаависимости Росса Розенберга
  • Звезда, верба и надежда
  • После ссоры

Вконтакте

  • На главную
  • Обо мне
  • Тренинги
  • Диагностика
  • Подкасты и видео
  • Статьи
  • Отзывы о психологе
  • Контакты

Политика в отношении обработки персональных данных

Запись на консультацию

Услуги

  • Индивидуальная консультация психолога
  • Коучинг
  • Семейное консультирование, консультирование пар
  • Тренинги
  • Группа личностного роста

Контакты

  • +79516445532 (Роман). 10:00-22:00
  • romanlevikin@gmail.com
  • Санкт-Петербург

Я в социальных сетях:

  • Профиль Вконтакте
  • Группа Вконтакте
  • Twitter
  • Instagram
  • Телеграм-канал о созависимости
Rambler's Top100
© 2023   Роман Левыкин