Теория травмы Зигмунда Фрейда
Главная > Статьи > Психическая травма
В конце 19 века Фрейд разрабатывает свою теорию травмы. Она отражает два основных этапа в формировании невроза:
- Инфантильная травма, которую ребёнок получает в самом раннем возрасте. Это может быть ситуация насилия, ситуация домогательств со стороны взрослых или наблюдение ребёнком коитуса родителей («Первичная сцена»). Слабое «Я» ребёнка не обладает достаточными ресурсами, чтобы справиться с возбуждением и чувствами, поэтому переживание вытесняется в бессознательное, где получает своё развитие.
- Спустя какое-то время человек получает актуальную травму, которая бессознательно связывается с инфантильной, и патогенный механизм приводит к появлению невротической симптоматики.
Со временем Фрейд отказывается от этой теории, в частности, из-за того, что анализы, построенные на этой теории, заходили в тупик.
Из теории травмы Зигмунда Фрейда начала развиваться теория объектных отношений, которая занимает значимое место в современной психоаналитической теории. В частности, теория объектных отношений лежит в теоретической основе психотерапии, фокусированной на переносе, которая эффективна при лечении пациентов с тяжёлыми нарушениями личности.
Дальнейшее развитие эти идеи получили в работах Шендора Ференци, Микаэля Балинта и других.
По наблюдениям известного специалиста по работе с психосоматическими заболеваниями доктора Вольфганга Лёша (мысль, которую я услышал от него на семинаре в 2016 году), подобный механизм с двумя травмами нередко лежит в основе развития онкологии.